1

2

3

5

6

7

8

В Узбекистане завершилось социологическое исследование приходов Русской Православной Церкви

image w133 h100 23614

   С 15 по 25 сентября 2017 года в Узбекистане проходил новый этап Международного научного проекта «Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом». Исследование проводилось по благословению митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Викентия при финансовой поддержке фонда «Русский Мир».

 

Цель проекта - обобщение реального опыта приходской жизни православных русскоязычных приходов за рубежами России – миссионерского, катехизаторского, молодежного служения, что позволяет сделать более плодотворными усилия священства и актива приходов за рубежом. На сегодняшний день это исследование проводилось в России, Белоруссии, Германии, Швейцарии, США, Греции, на Кипре.

В исследовательскую группу вошли декан факультета социальных наук ПСТГУ, директор информационно-аналитического центра факультета, д.э.н., профессор Игорь Павлович Рязанцев; заместитель директора информационно-аналитического центра к.с.н. Мария Александровна Подлесная; старший научный сотрудник информационно-аналитического центра, к.с.н. Василий Геннадьевич Писаревский; младший научный сотрудник центра Евгений Андреевич Каргин.

 

image w133 h100 23613

Ташкентская духовная
семинария

 

image w133 h100 23615

Храм
священномученика
Ермогена
в Ташкенте

 

image w133 h100 23619

Прихожане заполняют
анкеты на приходе
св. Александра Невского
(Ташкент)

image w133 h100 23617

Могила архимандрита
Бориса (Холчева)
на Боткинском
кладбище Ташкента

image w150 h100 23623

На источнике
святого праведного
Иова в Бухаре

 

image w150 h100 23622

Анкетирование прихожан
храма Архангела Божия
Михаила в Бухаре

В первый день исследования были организованы экспертные интервью на базе Александро-Невского храма Ташкента, расположенного на «Боткинском» кладбище столицы Узбекистана. При храме осуществляется социальное служение: работает общество трезвости; общество благочестия; оказывается помощь приютам Ташкента и Ташкентской области; развивается волонтерское служение, в том числе помощь тяжелобольным людям в исповеди и причащении на дому.

16 сентября научной группой Информационно-аналитического центра факультета социальных наук ПСТГУ (ФСН ПСТГУ) был начат массовый анкетный опрос на приходах Ташкента. Начало было положено в Свято-Троице-Никольском монастыре Ташкента, где в опросе приняли участие прихожане монастыря. Было взято экспертное интервью у настоятельницы монастыря игумении Екатерины (Мальгиной), а также у клириков монастыря.

Монастырь насчитывает уже 115 лет своей истории. Исследователи, были встречены игуменией очень доброжелательно; матушка оказывала помощь в организации исследования.

«Нас, как исследователей, поразило, насколько востребованным оказался опрос у прихожан в Ташкенте, - говорит заместитель директора Информационно-аналитического центра ФСН ПСТГУ Мария Александровна Подлесная. – Многие подходили к нам и благодарили, что о них помнят в России, и просили дать еще анкеты, чтобы в опросе приняли участие и члены их семей».

17 сентября, в воскресенье, после праздничной литургии опрос был продолжен на других приходах Ташкента – кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы; храме святого благоверного великого князя Александра Невского на «Боткинском» кладбище; храме святого равноапостольного князя Владимира; храме священномученика Ермогена, Патриарха Московского.

Успеху в сборе анкет способствовало то, что настоятели после окончании Литургии объявили с амвона о нем и просили прихожан максимально принять участие в исследовании. Респонденты-прихожане не только отзывались одобрительно об исследовании, но и оставляли комментарии, высказывали просьбы.

В воскресенье участники исследовательской группы также приняли участие в просмотре фильма об архимандрите Борисе (Холчеве), который был духовным чадом известных старцев святых Нектария Оптинского и Алексия Мечева, а также сына последнего – протоиерея Сергия Мечева. Отец Борис прославился многими благодатными дарами и помощью жителям Ташкента в советские годы; в настоящее время изучается вопрос о его канонизации как исповедника. На показе фильма присутствовал митрополит Викентий, а также люди, знавшие отца Бориса при жизни.

Вечером, в воскресенье 17 сентября, прошел опрос воспитанников Ташкентской духовной семинарии. Семинаристы не только с интересом восприняли анкету, но и предложили свою помощь. В ходе встречи с воспитанниками семинарии Игорь Павлович Рязанцев подробно рассказал о Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и его факультетах. Особенно большой интерес был проявлен к возможности продолжения обучения на богословском факультете Университета. Один из учащихся предложил передать часть анкет в свой родной город с тем, чтобы к отъезду нашей исследовательской группы мы получили их уже заполненными.

Вечером 18 сентября исследовательская группа выехала из Ташкента в Бухару для продолжения исследования. В Бухаре нас встретил настоятель храма Архистратига Божия Михаила иерей Леонид Петров, который рассказал об уникальной истории храма. До революции там располагался железнодорожный вокзал, а в 90-х годах прошлого века это здание было передано Церкви и переделано под православный храм. На приходе активно развивается воскресная школа, социальное служение, а также межприходское общение, паломничество в другие приходы страны. Особое место в приходском служении занимают благотворительные трапезы, которые особенно любят пожилые прихожане: для них это, прежде всего, возможность пообщаться на русском языке.

По окончании опроса перед прихожанами храма с рассказом об особенностях жизни православных приходов в различных странах мира (на основании проведенных ранее исследований по международному проекту «Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом») выступили руководитель исследовательской группы, профессор Игорь Павлович Рязанцев и заместитель директора Информационно-аналитического центра Мария Александровна Подлесная. Это выступление вызвало живой интерес прихожан и их многочисленные вопросы.

По окончании выступления отец Леонид отвез членов исследовательской группы на источник святого праведного Иова в центре города. Как отмечают местные жители, вода из этого источника несоленая и при этом самая прозрачная и чистая во всем городе.

Участники экспедиции посетили многочисленные музеи Бухары, где смогли познакомиться со всем богатством исторического прошлого этого места: от быта и условий содержания в тюрьмах врагов правителя до флоры и фауны региона и различных денежных единиц от прошлого тысячелетия до конца XX века.

В тот же день прошла встреча руководителя исследовательской группы профессора Игоря Павловича Рязанцева с преподавателем социологии кафедры философии Бухарского государственного университета, по результатам которой было решено подготовить соглашение о сотрудничестве между ФСН ПСТГУ и соответствующим факультетом Бухарского государственного университета.

Вечером 20 сентября члены исследовательской группы прибыли в Самарканд, где были встречены благочинным храмов Самаркандского церковного округа протоиереем Романом Загребельным. 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, после торжественной литургии состоялся анкетный опрос прихожан в Покровском храме (настоятель – протоиерей Роман Загребельный), в Свято-Алексеевском соборе (настоятель – иерей Игорь Бабаков) и в храме святого великомученика Георгия Победоносца (настоятель – иерей Тимофей Фишелев). В этот же день были взяты экспертные интервью у клира и прихожан храмов Самарканда.

image w133 h100 23616

Александро-Невский
храм Ташкента

image w150 h100 23624

У памятника Ходже
Насреддину в Бухаре

image w150 h100 23625

На исторической площади Самарканда - Регистоне

На следующий день, 22 сентября, активный прихожанин храма Покрова Пресвятой Богородицы художник Александр Михайлович Галак провел экскурсию по Регистану – площади в центре Самарканда, где находятся уникальные архитектурные сооружения 15-17 веков. «Регистаном» называли главные площади в городах Среднего Востока. Самаркандская площадь является самым известным регистаном благодаря расположенному на ней знаменитому архитектурному ансамблю, являющему яркий пример персидской архитектуры.

Исследование продолжилось в Ташкенте до 25 сентября.

Первые результаты анкетирования выглядят следующим образом.

Если говорить о портрете православного прихожанина в Узбекистане, то можно выделить две основные группы. Представитель первой группы – это женщина (среди всех опрошенных 71,4% женщин и 28,6% мужчин), как правило, предпенсионного или пенсионного возраста. Представители этой группы составляют 53,4% от опрошенных прихожан (21,6% в возрасте от 40 до 54 лет и 31,8% в возрасте от 55 до 69 лет).

По социальному статусу представительница этой группы - пенсионерка (36,9%) или домохозяйка (12,5%), которая может состоять в браке и иметь детей - иногда троих и более. При этом доля многодетных семей (три и более ребенка) составляет 25,9%, в то время как число семей с одним ребенком – 34,6%, а число семей с двумя детьми – 39,5%.

Вторая группа представлена людьми молодого возраста (16-39 лет). Доля молодых людей в возрасте 16-24 года составляет 15,7%, в то время как количество молодых людей в возрасте 25-39 лет чуть больше – 18,8%. В эту группу входят студенты и учащиеся (13,7% от числа всех опрошенных), специалисты с высшим образованием (10,6%), женатые /замужние, или не состоящие в браке.

Один из вопросов анкеты касался того, существует ли «Русский мир» как языковая и культурная общность людей, независимо от места проживания, в Узбекистане. Согласно оценке прихожан, «Русский мир» в Узбекистане существует. Так считает 58,8% опрошенных. 35% респондентов затруднились с ответом. Обращает на себя внимание, что считающих, что пространства «Русского мира» в Узбекистане не существует, всего 5% от опрошенных.

Из ответивших, что «Русский мир» существует, подавляющее большинство прихожан (89,6%) полагает, что именно приходы Русской Православной Церкви являются центрами «Русского мира».

Прихожане также считают, что сегодня можно говорить о дружбе узбекского и русского народа в Узбекистане (71%), еще 65% прихожан, живя в Узбекистане, чувствуют себя комфортно и в безопасности. Это говорит о высокой степени лояльности прихожан православных храмов, как представителей «Русского мира», к титульному населению и стране проживания в целом.

В рамках анкетирования были охвачены православные приходы в Ташкенте, Бухаре и Самарканде – всего 8 приходов и женский Свято-Троице-Никольский монастырь (г. Ташкент). В ходе исследования собрана 351 анкета, что гарантирует репрезентативность полученных данных. Многие прихожане выражали благодарность за интерес к церковной жизни в Узбекистане.

В ближайшее время будет подготовлен полный отчет по исследованию, включающий результаты как анкетирования, так и глубинных интервью с экспертами, которые будут опубликованы в сборнике «Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом: исламский контекст».

 

07 октября 2017 г.