1.1

3

5

8

7

8

«Вдохновение и Институциональность в Христианской истории»

Conference 116-18 июля 2019 года в Дареме (Великобритания) состоялась 58 ежегодная конференция Церковно-исторического общества (Ecclesiastical history society), посвященная теме «Вдохновение и Институциональность в Христианской истории» (Inspiration and Institution in Christian history). На конференции выступили сотрудники Научного центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ иерей Алексей Чёрный и диакон Евгений Лютько.

Священник Алексей Чёрный выступил с докладом «Должность и харизма в германоязычном католическом богословии священства: от историографии к истории».

В докладе речь шла о характере использования исторического материала германоязычными католическими богословами второй половины XX в. Докладчик выделяет 4 исторические модели священства, которые появляются в работах современных богословов: библейскую (относящуюся к истории раннего христианства и характеризующуюся в литературе положительно), имперскую, тридентскую (характерные для эпохи после Константина Великого и Тридентского собора соответственно — обе характеризуются авторами отрицательно) и современную (которая находится в стадии становления и должна преодолеть несовершенства предыдущих моделей на основе библейского материала и современной практики христианской жизни). На примере работ Ганса Кюнга и Эдварда Схиллибекса автор демонстрирует, что такая риторика прежде всего подразумевает использование исторического аргумента для конструирования реальности.

Диакон Евгений Лютько представил доклад «Свт. Филарет (Дроздов) и Александр Бухарев: священник и пророк русского богословия?»

В докладе была предпринята попытка рассмотреть историю русского богословия XIX века через призму предложенной М. Вебером оппозицииConference 1.jp «священника» и «пророка» как ключевой оппозиции анализа религиозной проблематики. Академическое богословие оформляется в России XIX века как целостное историко-интеллектуальное явление, в котором может быть выявлено взаимодействие этих двух тенденций: «священнической» (институционализирующее начало) и «пророческой» (начало непрерывного «обновления»). Более того, обе эти тенденции могут быть персонализированы, т. к. имеются две конкретные исторические фигуры в чьих трудах и деятельности эти тенденции получили исходный точки.

 

Первым был свт. Филарет (Дроздов), церковный деятель, стоящий у истоков многого, что мы считаем неотъемлемыми составляющими современного русского Православия: систематическое богословское образование для духовенства, институционализированная богословская наука, современный православный катехизис и т.д. Свт. Филарет первопроходец богословия как академической дисциплины, нацеленной на систематизацию церковного предания.

 

Вторым является архимандрит Феодор (Бухарев, в миру Александр). По мнению некоторых историков русского богословия, он является первым современным православным богословом, если под богословием считать последовательное и принципиальное соотнесение христианского откровения с современностью с целью «освящения» последней. В жертву этому богословию могут быть принесены даже «институциональные» достижения церковной иерархии. Эти два богослова имели драматичную историю взаимоотношений, а характерные для них два способа богословской мысли — систематизации и соотнесения с современностью — до сих пор определяют дискуссию в рамках современного Православия.