1.1

3

5

8

7

8

Экклезиологическая конференция в Штутгарте

Штутт 019—21 июля в Штутгарте состоялась крупная научная конференция «Краденные Церкви или мосты к Православию? Стимулы к богословскому диалогу между Православной и Восточными Католическими Церквами», собравшая большое число участников со всего мира. Конференция проводилась в качестве ежегодного мероприятия международного научного сообщества «Экклезиологические исследования»

Сотрудник Лаборатории Ирина Борщ выступила на конференции с докладом «Экклезиологические различия и право. Является ли каноническое право Восточных католических церквей „мостом“ между западной и восточной каноническими традициями?». В докладе кодификации церковного прававосточных католических церквей в XX веке были представлены в свете попыток синтеза правовых культур востока и запада. Подчеркнув новизну существующих юридических техник систематической кодификации в Католической церкви и их связь с аналогичными кодификациями гражданского права европейских государств, автор поставила вопрос о том, можно ли воспринимать кодекс восточно-католического права (CCEO 1988) в качестве экуменического инструмента, «моста», объединяющего в юридической перспективе католический и православный образ Церкви.

После обозрения трех попыток комбинирования восточной и западной канонической традиции католическими канонистами (работа над восточным кодексом (1917–1957); проект Leх Ecclesiae Fundamentalis (1965–1981); действующий Кодекс Канонов Восточных Церквей (1988)), был сформулирован вывод о том, что подобное «комбинирование» до сих пор так и не было осуществлено. Кодекс Канонов Восточных Церквей, используя терминологию и некоторые институты восточной канонической традиции, тем не менее, исходит из структуры высшей власти и в целом — экклезиологии Католической Церкви. Таким образом, данный Кодекс представляет собой новейшую адаптацию восточного канонического права, обусловленную специфической ситуацией существования Восточно католических церквей, оставляя вопрос об общих корнях и пересечениях западного и восточного канонического права малоизученным и требующим внимания