1.1

3

5

8

7

8

Заведующая кафедрой романской филологии ПСТГУ М. Ю. Десятова выступила с докладом на конференции “Итальянский язык на сцене”

image24-26 октября 2019 года в Москве под эгидой Генерального Консульства Италии в Москве, Итальянского Института культуры, МГУ им. М. В. Ломоносова и МГЛУ им. Мориса Тореза проходила Международная научно-практическая конференция «Итальянский язык на сцене: семиотические коды в жизни и профессии». В мероприятии приняла участие заведующая кафедрой романской филологии Мария Юрьевна Десятова.

На пленарном заседании 25 октября Мария Юрьевна Десятова выступила с докладом «Использование элементов театральности в постановке итальянского произношения». В своем докладе М.Ю. Десятова сделала акцент на мысли о том, что театральные постановки на изучаемых иностранных языках служат хорошим подспорьем для преподавателя: в процессе игры, заучивания, многократного повторения текстов снимаются психологические зажимы и языковой барьер, обретается свобода выражения и достигается необходимый позитивный настрой обучающихся, а в случае успеха постановки значительно повышается мотивация обеих сторон. Острый дефицит времени и отсутствие доступной сцены для репетиций препятствуют осуществлению крупных проектов, но использование театральных приемов на рядовых занятиях в аудитории дает ощутимые результаты. Особенно это заметно в процессе постановки произношения, когда обучаемый должен произносить заученный текст и не задумываться над его грамматической правильностью.

Постановка стандартного произношения является немаловажной составной частью задачи по освоению стандартной модели языка, поскольку красивое, т. е. правильное произношение — это хорошо развитая компетенция устной речи, залог успешной межкультурной коммуникации.

Основная трудность в постановке стандартного итальянского произношения, по мнению М.Ю. Десятовой, состоит в том, что стандартная модель произношения существует больше в теории, чем на практике, и услышать образцовую речь, которая бы служила ориентиром для изучающих итальянский язык, можно лишь от специально обученных носителей, прошедших курс дикции, а именно: актеров театра и (все меньше) актеров кино и дикторов телевидения.

В этом контексте присутствие элементов театральности в обучении итальянскому языку становится особенно уместным. В процессе освоения стандартной модели при помощи специальных техник отрабатываются основные параметры итальянского произношения: громкость, темп, тембр гласных, экспрессивность.

В докладе также была изложена авторская методика и предложены оригинальные фонетические упражнения. Доклад сопровождался презентацией и вызвал большой интерес у слушателей, среди которых были ученые, преподаватели итальянского языка и студенты.