Alexander Fokin

Alexander Fokin

"Of course, without the German language, which we were taught by highly qualified teachers for 6 years at the university, there could be no question of studying in Germany"

_________

Alexander Fokin, a graduate of the Master's program at the Faculty of Theology, PSTGU, is currently a doctoral student at the Faculty of Theology at the University of Kiel.

Where are you now?

At the moment I am in St. Petersburg. I came here for a few weeks to work in the archives. This work was already planned more than a year ago, but the pandemic has made its own adjustments.

At what stage of training?

I am now at the stage of active writing of my candidate's work (or doctoral work, as it is called in Germany). I would very much like to say that I am at the final stage, because there is only a year left before the end. However, there is still so much to be done that sometimes it seems like there is no end in sight. But that feeling, I think, comes to a lot of people who are faced with writing big texts.

How did you manage to enter a foreign university for graduate school? What difficulties did you face?

After the usual six-month internship in Berlin during my master's degree, I had the idea of continuing my studies in Germany. My topic is closely related to the history of German theology, and I just wanted to understand the German language in more detail - after six months in Berlin there was a feeling of incompleteness. Upon my return to Moscow from Berlin, in hot pursuit, I passed the TestDaF for my knowledge of the German language, wrote to some of the professors by e-mail, providing them with my research project. One of the professors responded very friendly and expressed his willingness to support my project when applying for a scholarship. The most stressful was not so much the collection of bureaucratic papers for the scholarship and for entering the university, as the six months waiting for a response from the scholarship fund about whether they would support my candidacy or not.

Best meeting during the internship

During this time, many meetings took place, but the memory of one is especially dear to me. My supervisor has a scientific seminar in Kiel. All his subjects gather once or twice a month and discuss each other's texts in great detail and corrosively. This seminar is attended by one old man from among the eternal German students - Mr. Ulrich Kuder. He is already over 80 years old, he is a professor of art history, but this seemed to him insufficient, and he decided to write his doctoral dissertation on the history of the Church in the meantime. During the seminars, he is the only one who does not skimp on biting criticism. He was brought up at a time when there was no such relativism in the academic environment and it was accepted to disagree and defend his point of view. I admired him already, but one day he opened up from a completely different angle. After intense discussions of the seminar, the supervisor invited all the students to his home for dinner, which smoothly turned into midnight conversations about Professor Kuder's student years. He told us about how he attended lectures and seminars of such theologians as Karl Barth, Rudolf Bultmann, Jurgen Moltmann, how he worked as an assistant to Professor Wolfhart Pannenberg. This evening I love to remember that all German theologians who, one might say, represent the pantheon in courses on the history of German-language theology, suddenly became alive and voluminous in the stories of this person with a very fascinating destiny.

Are there any interesting international projects or scientific symposia in which you take part?

I can name projects that are related to my native PSTGU and various German institutions. First, it is a joint student conference with the theological faculty of the Humboldt University of Berlin. These conferences leave behind a network of contacts that we still maintain today. I also participate in the preparation of the Russian-German exhibition on the new martyrs, a project that was started by the late Father Georgy Orekhanov and which, I really hope, will be implemented.

What did PSTGU give you for your professional future? Was the level of the foreign language sufficient?

First of all, PSTGU gave me an understanding of what a university is and how it works. In addition to the knowledge base and skills, which do not even need to be mentioned, the theological faculty of PSTGU presented a huge experience of academic and friendly communication. Of course, without the German language, which we were taught by highly qualified teachers for 6 years at the university, there could be no question of studying in Germany.

What opportunities does foreign postgraduate study open up for you? What do you plan to do in the future?

This is a difficult question, my planning horizon so far extends only to the coming year, when there is still a lot to be done in my work. Of course, I would like to remain in the academic environment upon my return and find a use for it.


Другие истории
Sun-Bo (Cyril)
Sun-Bo (Cyril)

Sun-Bo (Kirilla), a graduate of the theological faculty of PSTGU, came from China. She studied at the Faculty of Biology in Hangzhou, wh ere she began to study Russian.

Read more
Vitaly Maslenikov
Vitaly Maslenikov

"The university has a wonderful friendly atmosphere and there is a large concentration of very talented, incredibly interesting people."


Read more
Анастасия Трофимова
Анастасия Трофимова

Анастасия Трофимова, студентка магистратуры историко-филологического факультета, о годах учебы на бакалавриате, впечатлениях об университетской жизни и выборе профессионального пути.

Read more

Александр Фокин

Александр Фокин

«Разумеется, без немецкого языка, который нам преподавали высококлассные педагоги на протяжении 6 лет в университете, не могло бы и быть речи об учебе в Германии»

_________

Александр Фокин, выпускник магистратуры Богословского факультета ПСТГУ, на данный момент является докторантом теологического факультета университета г. Киль.


Где Вы сейчас находитесь?

На данный момент я нахожусь в Санкт-Петербурге. Сюда я приехал на несколько недель, чтобы поработать в архивах. Эта работа уже планировалась более года назад, но пандемия внесла свои коррективы.

На каком этапе обучения?

Я сейчас на этапе активного написания кандидатской работы (или докторской работы, как это называется в Германии). Очень хотелось бы сказать, что я на заключительном этапе, ведь остался всего год до окончания. Однако предстоит еще так многое сделать, что иногда кажется, что конца-края не видно. Но это ощущение, я думаю, возникает у многих, кто сталкивается с написанием больших текстов.

Как Вам удалось поступить в зарубежный ВУЗ в аспирантуру? С какими трудностями столкнулись?

После обычной полугодовой стажировки в Берлине во время магистратуры у меня возникла идея продолжения обучения в Германии. Моя тема тесно связана с историей немецкого богословия, да и просто хотелось разобраться с немецким языком поподробнее – после полугода в Берлине было ощущение незаконченности. По возвращении в Москву из Берлина я по горячим следам сдал TestDaF на знание немецкого языка, списался с некоторыми профессорами по электронной почте, предоставив им свой проект исследования. Один из профессоров очень дружелюбно ответил и выразил готовность поддержать мой проект при подаче заявки на стипендию. Самым напряженным был не столько сбор бюрократических бумажек для стипендии и для поступления в университет, сколько полугодовое ожидание ответа от стипендиального фонда о том, поддержат ли они мою кандидатуру или нет. Но все закончилось благополучно, и я оказался докторантом теологического факультета университета г. Киль.

Лучшая встреча за время стажировки

За это время состоялось множество встреч, но воспоминание об одной особенно мне дорого. У моего научного руководителя в Киле действует научный семинар. Все его подопечные собираются один-два раза в месяц и очень подробно и въедливо обсуждают тексты друг друга. Этот семинар посещает один старичок из числа вечных немецких студентов – господин Ульрих Кудер. Ему уже за 80 лет, он профессор искусствоведения, но этого ему показалось недостаточным, и он решил еще между делом написать докторскую по истории Церкви. Во время семинаров он единственный, кто не скупится на хлёсткие критические высказывания. Он был воспитан еще в то время, когда в академической среде не было такого релятивизма и было принято не соглашаться и отстаивать свою точку зрения. Это меня уже в нем восхищало, но однажды он открылся совсем с другой стороны. После напряженных дискуссий семинара научный руководитель пригласил всех студентов к себе домой на ужин, который плавно перешел в полуночные разговоры о студенческих годах профессора Кудера. Он рассказывал нам о том, как посещал лекции и семинары таких теологов как Карл Барт, Рудольф Бультман, Юрген Мольтман, как работал помощником у профессора Вольфхарта Панненберга. Этот вечер я люблю вспоминать, все немецкие теологи, которые, можно сказать, представляют пантеон на курсах по истории немецкоязычной теологии, стали внезапно живыми и объемными в рассказах этого человека с очень захватывающей судьбой.

Есть ли какие-нибудь интересные международные проекты или научные симпозиумы, в которых Вы принимаете участие?

Могу назвать проекты, которые связаны с родным ПСТГУ и различными немецкими институциями. Во-первых, это совместная студенческая конференция с теологическим факультетом Берлинского университета имени Гумбольдта. Эти конференции оставляют после себя сеть контактов, которые удается поддерживать и по сей день. Ещё я участвую в подготовке русско-немецкой выставки по новомученикам, проект, который начал ныне покойный отец Георгий Ореханов и который, очень надеюсь, удастся осуществить.

Что Вам дал ПСТГУ для Вашего профессионального будущего? Достаточным ли был уровень иностранного языка?

Прежде всего ПСТГУ дал мне понимание, что такое университет и как он функционирует. Помимо базы знаний и навыков, о которых даже и упоминать не надо, богословский факультет ПСТГУ подарил огромный опыт академического и дружеского общения. Разумеется, без немецкого языка, который нам преподавали высококлассные педагоги на протяжении 6 лет в университете, не могло бы и быть речи об учебе в Германии.

Какие возможности открывает зарубежная аспирантура для Вас? Чем планируете заниматься в будущем?

Трудный вопрос, мой горизонт планирования пока простирается лишь на предстоящий год, когда нужно еще много сделать по моей работе. Хотелось бы, конечно, по возвращении остаться в академической среде и найти в ней себе применение.





Другие истории
Татьяна Евграфова
Татьяна Евграфова
Татьяна Евграфова, выпускница романской кафедры ПСТГУ, сегодня руководит
Ибероамериканским культурным центром в Москве.
Читать полностью
Мария Вдовиченко
Мария Вдовиченко

Мария Вдовиченко, выпускница романо-германской кафедры ПСТГУ, сейчас студентка магистратуры Падуанского университета в Италии. О том, как обучение в нашем университете помогло ей в поступлении в Италию, каково учиться наравне с носителями, об особенностях итальянского образования, любимых предметах и планах на будущее.

Читать полностью
Анастасия Трофимова
Анастасия Трофимова

Анастасия Трофимова, студентка магистратуры историко-филологического факультета, о годах учебы на бакалавриате, впечатлениях об университетской жизни и выборе профессионального пути.

Читать полностью
Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями Пользовательского соглашения, подтверждаете, что уведомлены о действующей в ПСТГУ Политике конфиденциальности и Положении о персональных данных ПСТГУ, - включая факт использования на сайте «Яндекс.Метрика».