Календарь новомученников

12 апреля (30 марта ст.ст.)
На этот день не приходится какой-либо памяти прославленных в лике святых новомучеников и исповедников. 12 апреля 1976 года отошел ко Господу двоюродный брат старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) иеромонах Владимир (Москвитин), претерпевший гонения и скорби в годы советской власти.
Трофимова Анастасия

Трофимова Анастасия

«У меня было желание выучить язык хорошо, чтобы применять его в профессиональной деятельности»
_________

Анастасия Трофимова, студентка магистратуры историко-филологического факультета, о годах учебы на бакалавриате, впечатлениях об университетской жизни и выборе профессиональном пути.

Анастасия, ты на данный момент изучаешь германские языки в ПСТГУ.  Когда ты закончила школу, ты рассматривала разные специальности? Как ты выбрала наш университет?

Я не рассматривала особо другие специальности. Мне нравились литература и языки, поэтому я решила пойти по этому направлению. Другие ВУЗы… я рассматривала у себя в городе два ВУЗа, в которые планировала пойти, но раньше я участвовала в олимпиадах ПСТГУ и уже была знакома немного с этим университетом. Мне нравилось то, что в Москве есть православный ВУЗ. Меня привлекала его среда, поэтому я подала документы в ПСТГУ и прошла.

Чего ты ждала от обучения в университете? Были какие-то мечты?

Я ждала, что познакомлюсь со многими интересными людьми. Мне хотелось нового круга общения и расширения своего кругозора. У меня было желание выучить язык хорошо, чтобы он был моим инструментом, которым я могу пользоваться в жизни дальше и применять его в профессиональной деятельности.

Кем ты мечтала работать после школы?

Я хотела быть учителем. Учителем, наверное, иностранного языка или литературы. После поступления сюда я поняла, что хочу быть преподавателем в университете. Сейчас, когда я уже закончила бакалавриат и поступила в магистратуру, преподавание отошло на второй план. Я поняла, что мне нравятся какие-то более управленческие, административные должности.

Связанные с применением изученного языка?

Напрямую. Это интересно. Вот как раз после опыта учебы в Ноттингеме на третьем курсе стало понятно, что мне намного интереснее сейчас общаться с иностранцами. У них совершенно другое мировоззрение. До стажировки в Англии я не видела этот мир и не знала, что он совершенно другой.

У тебя в университете есть возможность общения с иностранцами? Какие шаги ты предпринимаешь или предприняла, чтобы это общение продолжалось? 

Со своими друзьями-иностранцами я поддерживаю общение в социальных сетях.

Сейчас я больше всего общаюсь с иностранцами по работе, т.к. занимаюсь организацией студенческого обмена в нашем университете. У стажеров возникает много вопросов об учебе в России, поэтому я стараюсь помочь им и сделать все возможное, чтобы их приезд к нам состоялся.

На твой взгляд, уровень преподаваемого языка оправдывает ожидания? Дает ли возможность для старта в профессиональной деятельности?

В целом, мне кажется, образование оправдывает себя. Преподаватели квалифицированные и делают все, что в их силах. Они не только отдают нам все то, что знают сами, но и как-то стараются расшевелить студентов и не напугать их. Это важный момент.

Хорошо, что мы изучаем в университете религиозную лексику, она очень пригодилась на стажировке. Я думала: «Религиозные тексты… зачем мне это? Где я это буду читать?».  Но тем не менее я постоянно с этим сталкиваюсь. В Англии эта лексика пригождалась.

Опыт учебы в зарубежном ВУЗе был очень значим для меня. Мне как студенту кажется, что очень важно предоставить возможность устной практики всем студентам. В университете ты изучаешь грамматику, читаешь книги, но когда ты приезжаешь в другую страну, то сталкиваешься лицом к лицу с тем, что ты уже живешь на другом языке.

Во время учебы проводятся какие-нибудь конференции с участием иностранцев?

У нас часто проводят встречи с иностранными гостями. Это очень полезно. Мы видим других людей, мы слушаем этих людей… Это все равно практика, даже в плане опыта и мировоззрения. А еще мы слышим, как иностранный язык звучит не из телеэкранов и смартфонов, а как человек на нем говорит. К нам приглашают гостей из Англии, Швейцарии, Швеции.

Немного о жизни университетской. В ПСТГУ часто организуют различные мероприятия, в том числе добровольческие акции. Ты в них участвуешь?

Добровольчество – неотъемлемая часть моей студенческой жизни. Оно не связано никак с филологией. На самом деле, участие в добровольческих акциях очень полезно, потому что это помогает думать о чем-то другом, а не только об учебе и работе.

У нас проходит довольно большое количество акций и проектов. Существует целый добровольческий корпус, который организует благотворительные мероприятия. Каждый выбирает то, что ему по душе. Например, есть ежемесячная акция «Стол милосердия». Ребята готовят еду для бездомных и организуют для них творческие номера. Иногда проходят эко встречи, которые проводят сами студенты. Ребята, живущие в общежитии, занимаются сбором раздельного мусора и собирают вещи для бездомных. 

В канун зимних праздников мы рисуем открытки и отправляем их в дом престарелых. Это очень важно поддержать тех, у кого нет родственников. Видеть счастливые глаза пожилых людей дорого стоит.

Добровольческие акции открыли для меня мир сверстников, которые сами хотят помогать. Ценно то, что студенты проявляют активность без чьей-либо помощи со стороны. Даже те, кто очень занят, находят время для организации благотворительных акции самостоятельно.

Возвращаясь к учебе в Ноттингеме. Насколько реально нашему студенту получить возможность учиться за границей?

С первого курса нужно начинать работать над этим, над своими баллами, над своей успеваемостью. Стоит не просто ходить на лекции, а все-таки стараться и проявлять свою активность. Мне кажется, вполне реально получить место, чтобы поехать на стажировку. Главное – желание.

Что дал тебе опыт стажировки, кроме расширения круга общения?

Язык, естественно. Ты постоянно практикуешь английский. Когда не хватало словарного запаса, приходилось очень быстро подбирать синонимы, предложения перестраивать полностью, говорить описательно. Такое было и на лекциях в университете и в бытовых ситуациях. Как-то раз меня неправильно поняли. Слово «мыло» и слово «суп» на английском звучат похоже, я их перепутала, меня отправили в другой отдел в магазине. С кем не бывает!

Лекции в зарубежном ВУЗе… Поначалу было очень трудно: было много новой лексики и быстрой речи педагогов. Но потом стало легче. Я заставляла себя задавать вопросы на лекциях. Понятно мне, непонятно – неважно. Мне удалось преодолеть некоторый психологический барьер, потому что в начале стажировки я боялась, как меня услышат преподаватели и мои сверстники-студенты.

Самое главное, что стажировка открывает другой мир. Это важно, я думаю, посмотреть с другой стороны и убедиться, что жизнь шире. Как для студентов, допустим, которые приехали из провинции в Москву. Для них это предел мечтаний. Когда ты едешь в другую страну, ты понимаешь, что все намного шире. Это, конечно, прописные истины, но когда ты это видишь своими глазами, то у тебя мировоззрение меняется в корне. После ты перестраиваешь свою жизнь и становишься более открытым, понимающим и уважающим других людей и их взгляды. Стажировка в этом плане меня перевернула и изменила.

Что планируешь делать дальше?

Сейчас я учусь в магистратуре и параллельно работаю в отделе организации международных проектов ПСТГУ. Не хочу загадывать, но мне кажется, я начала свой профессиональный путь правильно. Мне нравится, что у меня есть возможность общаться со студентами из разных стран и помогать им в подготовке к стажировке в России. В этом смысле я чувствую себя некоторым «связующим звеном» между разными людьми. 

 

Другие истории
Татьяна Конева
Татьяна Конева
Татьяна Конева закончила филологический факультет ПСТГУ. Получив опыт преподавания в РГГУ и в ПСТГУ, сейчас она живет и работает по специальности в Испании.
Читать полностью
Петров Александр Михайлович
Читать полностью