1 /
Лекция итальянского профессора Алессандро Роветты «Микеланджело и La Pietà. Долгий путь»

21 ноября в Соборной палате состоялась лекция «Микеланджело и La Pietà. Долгий путь» итальянского профессора Алессандро Роветты. Он является профессором кафедры музеологии и художественной критики и реставрации факультета литературы и философии Миланского католического университета. Лекция прошла на итальянском языке с последовательным переводом на русский.

Опорными точками лекции стали три шедевра Микеланджело: Ватиканская Пьета, Пьета Бандини и Пьета Ронданини. Профессор задался вопросом: почему после создания Ватиканской Пьеты, о которой Вазари говорил, что «Христос в ней настолько совершенен, что никому не удавалось изобразить более мертвого мертвеца», почему после нее скульптор возвращается к этому сюжету еще дважды, и над последним воплощением работает до самой смерти? 

Задавшись таким вопросом, лектор обращает внимание лишь на одну особенность Ватиканской Пьеты: на лица Христа и Богоматери. Это два лика удивительной красоты и чистоты. И Богородица кажется моложе сына. Профессор соотносит этот факт со словами из Божественной комедии Данте и отмечает, что Микеланджело был большим почитателем великого поэта. «О Дева-Мать, дочь своего же Сына», - этими словами святого Бернардо, обращенными к Деве Марии начинается 33 песнь Рая.

Ватиканской Пьете предшествовала целая традиция произведений искусства, представляющих эту сцену. До Микеланджело уже существовали работы, изображавшие подобную композицию. Однако, как отметил профессор Роветта, в Ватиканской Пьете поражает уважение Богоматери к телу Христа: она не прикасается к Сыну, в отличие от традиции. Одной рукой она поддерживает через плащаницу тело Христа, другой - делает жест, который справедливо считали жестом жертвоприношения. Мысль о том, что Богородица держит своего Сына и предлагает Его в жертву миру, не оставит Микеланджело до самого конца.

Прежде, чем мастер создаст свой следующий шедевр, Пьету Бандини, пройдет больше полувека. За эти годы Микеланджело не раз возвращался к осмыслению этого сюжета в своих рисунках, с их помощью можно проследить, как менялось отношение скульптора к этой теме. Согласно словам профессора Роветты, на этом жизненном этапе в своих письмах и стихотворениях Микеланджело выражал глубокие переживания, считая себя недостойным Жертвы Христа, а свой грех - несоразмерным этой Жертве, и был убежден, что сам по себе никогда не станет достойным ее.

Сцена второй Пьеты происходит у подножия креста, Богородица принимает в свои руки Христа. Она обнимает Его и приближает свое лицо к Его лицу. Никодим поддерживает и Христа, и Деву Марию. Лектор обратил внимание, что у Никодима, которого считают покровителем скульпторов, - лицо Микеланджело. 

Далее осмысляя этот сюжет Микеланджело пытался упростить группу. Он переходит от композиции с четырьмя фигурами к композиции с двумя. Есть некоторые рисунки, которые помогают понять ход его мыслей при создании Пьеты Ронданини. Они относятся к 1555 году, когда мастеру уже было 85 лет, и несмотря на это он работал без устали. Над куском мрамора третьей Пьеты скульптор работал как над рисунками, меняя идею по меньшей мере два, если не три, раза. 

От первой композиции остается рука Христа. В процессе работы автор оставил эту  руку, чтобы сохранить центр тяжести скульптуры, которая иначе не могла бы стоять. В новом варианте тело Христа Микеланджело высекает из тела Богоматери первой композиции; кроме этого, в последней версии мастер сближает их лица, поворачивая лицо Богородицы в сторону Сына. Если в первой композиции их фигуры были отделены друг от друга, то в финальном варианте они глубоким образом объединены. Это больше не тело Христа, которое падает у гроба - это тело Христа, которое возносится к небесам и увлекает за собой и Мать. Кажется, что Христос держит на своих плечах Богоматерь, а не она поддерживает тело Сына, как в предыдущих композициях.

Все эти изменения не позволили Микеланджело завершить работу, так как не осталось на это мрамора. Тем поразительнее тот факт, что мастер продолжает работать над этой скульптурой даже за 7 дней до смерти, зная, что никогда не сможет завершить ее и дойти до такого же совершенства, как в первой Пьете. Как замечает профессор Роветта, таким образом Микеланджело переживает эту тайну отношений между Матерью и Сыном в самый драматичный момент. Можно сказать, что последняя Пьета говорит об отношениях самого Микеланджело со Христом. 

Аудиолекция и презентация профессора Алессандро Роветты: