1 /
Секция «Христианское искусство» Ежегодной богословской конференции ПСТГУ 2022 года

Секция «Христианское искусство» работала 21-22 января в конференц-зале ПСТГУ в очно-дистанционном формате. В работе секции принимали участие как преподаватели, выпускники факультета церковных художеств и постоянные гости конференций ПСТГУ, так и новые участники. 

Всего было заслушано 23 доклада ученых из России (Москва, Санкт-Петербург, Ростов Великий) и из зарубежья (Германия, Греция, Китай, Армения). Заседания секции вели декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков и заведующая кафедрой истории и теории христианского искусства, заместитель декана ФЦХ по научной работе, к. иск. А. А. Воронова. Большинство участников выступали в дистанционно, однако такой формат позволил присоединиться многим исследователям из ближнего и дальнего зарубежья, которые также принимали участие в обсуждениях; в среднем на заседаниях присутствовали 20-40 человек.

Утреннее заседание открыла группа докладов, посвященных средневековому искусству христианского Востока: архитектурному типу триконха в средневековой архитектуре Каппадокии (Е. О. Фомина, НИИТиАГ, ЦМиАР), сценам Крещения Господня в раннесредневековой скульптуре Армении VII в. (к.иск. З. А. Акопян, Ереванский государственный университет), сюжетам с «борющимися» птицами в церковной пластике Армении X-XIV вв. (А. С. Петросян, Научно-исследовательский центр древних рукописей Матенадаран, Ереван), геометрическим мотивам и плетеным орнаментам на Кавказе и в Каппадокии (к. иск. Е.Ю. Ендольцева, Институт Востока РАН, к. и. н. Д. В. Шевченко, Институт иностранных языков Шеньянского педагогического университета, КНР).

Архитектурная составляющая в региональном церковном строительстве, но в гораздо более поздний период, получила свое развитие в сообщении к. богосл., к. иск., клирика Бременской епархии (Германия) протоиерея Александра Берташа. В своем докладе он рассказал о формировании знаменитого памятника русского стиля – архитектурного ансамбля Пюхтицкого монастыря.

Доклад протоиерея Александра Салтыкова был посвящен духовным проблемам в священном образе, что было продемонстрировано на примере сюжетов Страстного цикла в росписи кафоликона афонского монастыря Ватопед. Русско-византийским связям были посвящены размышления к. иск. И. А. Шалиной (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) об иконографии и стиле древней иконе святых апостолов Петра и Павла из Белозерска.

Дальнейшая тематика докладов переместилась в сферу позднего русского церковного искусства, начиная с иконографических особенностей «Апокалипсиса» в убранстве Благовещенского собора Московского Кремля (А. М. Мелих, аспирантура кафедры истории и теории церковного искусства Московской духовной академии), через иконографию хвалитных псалмов, их возникновение и развитие в русском искусстве XVI века (О. С. Сорокина, выпускница магистратуры кафедры истории и теории христианского искусства ФЦХ ПСТГУ) и кончая проблемами образной интерпретации историософских концепций XVI в. в миниатюрах сборника Чудова монастыря 1560-х гг. К изучению в таком ключе роли европейских образцов в создании новых тем иконографии в эпоху Ивана Грозного обратилась выпускница и преподаватель кафедры истории и теории христианского искусства ФЦХ ПСТГУ, работающая также в Центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева, Ю. В. Устинова. Тему подобных заимствований поддержала к. иск. Ю. Н. Звездина (Музеи Московского Кремля, ПСТГУ), обратившись к трактовке полуциркульной арки в циклах гравюр Альбрехта Дюрера в контексте западноевропейской аллегории того времени.

Русская тематика, тесно связанная с византийской в области декоративно-прикладного церковного искусства, была затронута в двух сообщениях, посвященных произведениям церковного шитья. Атрибуция плащаницы XVI века из собрания Русского музея была проведена Е.Ю. Катасоновой (журнал «Убрус. Церковное шитье: история и современность»), а к. иск. Е. В. Ким (АНО «Наследие Ростова Великого») поведала об истории комплектования, экспонирования и реставрации коллекции древнерусского шитья в собрании Ростовского музея древностей в 1920-е гг.

Заседания второго дня секции были посвящены русскому церковному искусству XVII-XIX веков в различных его проявлениях: архитектуре, иконописи, прикладном искусстве. Такой уникальный вид экстерьерного и интерьерного декора как русский изразец давно является предметом глубокого изучения д. и. н., к. иск. С. И. Барановой (ПСТГУ, РГГУ), которая привлекла внимание слушателей к истории изразцового декора Крутицкого терема в Москве. Постоянный участник нашей секции д. иск. В. В. Игошев (Государственный НИИ реставрации) рассказал о его исследовании и новой атрибуции произведений церковного искусства, присланных из России на греческий остров Парос в XVIII веке. Отражение межкультурных связей в иллюминированных рукописях было продемонстрировано в докладе аспиранта Афинского университета Геворга Казаряна, сообщившего о своих исследованиях армянского Евангелия 1787 г., хранящегося в афинском музее Бенаки.

Изучение сакрального пространства нашло свое выражение в сообщении выпускницы кафедры ИТХИ В. А. Батуровой (НИИТиАГ), посвященном архитектуре Цареконстантиновской церкви в Суздале в контексте храмового зодчества Суздальской епархии в начале XVIII века. Доклад к. иск. С. В. Ивановой из Российского института истории искусств в Санкт-Петербурге был посвящен генезису и поискам источникам новых сюжетов в иконографии Воскресения Христова в русской живописи XVII-XIX веков.

Живописная тематика преимущественно затрагивала проблемы в системе внутренних взаимосвязей внутри священного образа, что было показано аспиранткой МГУ С. Н. Аитовой (ЦМИАР) о приемах построения композиции в русских иконах с изображением святого в молении Богу и формированию нового композиционного типа житийной иконы во второй половине XVII века. Тему сложения иконографии русских святых продолжила С. А. Гаркуша (ЦМиАР, РАЖВиЗ), изучившая способы повествования в житийных иконах преп. Сергия Радонежского XVII вв. К. иск. П. В. Западалова (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) представила свои изыскания новых материалов к биографии царского изографа Кирилла Уланова 1701 года.

Завершило работу секции сообщение Н. В. Бартельс из Научно-исследовательского института Российской академии художеств о росписях сербского монастыря Црна Река XVI в.

В целом заседания секции «Христианское искусство» прошли на высоком научном и профессиональном уровне, доклады исследователей вызывали неизменный интерес у слушателей, среди которых были как студенты ФЦХ ПСТГУ, так и коллеги из других музеев и научных учреждений. За выступлениями докладчиков зачастую следовало обсуждение и оживленная дискуссия.